С 2019 года на базе государственного учреждения образования функционирует ресурсный центр, который работает по теме:
«Формирование интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности».
Актуальность деятельности ресурсного центра
Дошкольное детство является временем активного формирования черт характера и других отличительных особенностей поведения и личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребёнок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребёнка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий.
Эффективное развитие интеллектуальной самостоятельности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Значит, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения может развиваться интеллектуальная самостоятельность.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность формирования интеллектуальной самостоятельности детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Ребёнку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить его умениями и навыками организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание на целенаправленное развитие интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребёнка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и интеллектуальную самостоятельность. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в образовательный процесс дошкольных учреждений игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие интеллектуальную самостоятельную деятельность ребёнка.
Основная цель деятельности ресурсного центра Детского сада №103 г. Гродно координация деятельности по повышению профессионального уровня педагогов, распространение эффективного педагогического опыта, обеспечивающего внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности в игровой деятельности.
Задачи ресурсного центра:
- организация системы научно-методического сопровождения деятельности ресурсного центра по формированию интеллектуальной самостоятельности через развивающие игры;
- консультирование педагогических работников, оказание им информационно-методической поддержки по реализации целей ресурсного центра;
-создание единого образовательного пространства для развития интеллектуальной самостоятельности через использование развивающих игр;
-включение педагогов и воспитанников в разнообразные формы активной, самостоятельной работы по реализации задач ресурсного центра;
-распространение эффективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы ресурсного центра через сопровождение сайтов;
-эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
-организация сетевого взаимодействия по соответствующим направлениям развития образования.
Основные направления деятельности ресурсного центра;
1. Организационно-методическая работа.
Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:
подготовки и проведения семинаров, встреч, круглых столов, мастер-классов и других форм работы по вопросам внедрения модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности.
содействия функционированию сети районных методических объединений педагогических работников;
организации методических консультаций;
участия в реализации районных, городских, областных педагогических проектах;
организации научно-исследовательской деятельности педагогов
2. Информационно-методическая работа:
-участие в формировании банка педагогической и методической информации;
-изучение эффективного педагогического опыта и достижений в системе образования и их распространение;
-организация и проведение, семинаров, практикумов и т.д.;
-формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы;
-освоение информационных технологий нового поколения, включая информационные технологии реального времени, использование сетевых ресурсов;
-создание медиатеки, видеотеки и, предназначенной для работы с педагогами и воспитанниками;
-информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса;
-создание, реализация и сопровождение сайтов;
-организация и осуществление выставочной деятельности по распространению новых технологий;
-организация консультационной деятельности по направлению ресурсного центра
-взаимодействие с другими ресурсными центрами;
-подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности;
-изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;
Организация деятельности ресурсного центра
Ресурсный центр открыт приказом начальника отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно.
Открытие центра осуществлялось при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива Детского сада №103 г. Гродно по взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в современной социокультурной среде; кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций ресурсного центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому ресурсным центром.
Управление ресурсным центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления. ресурсный центр возглавляет руководитель учреждения образования. ресурсный центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность ресурсного центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы ресурсного центра. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы.
В Детском саду №103г. Гродно, обладающим статусом ресурсного центра, емеется следующая документация:
- Положение о ресурсном центре;
- план работы ресурсного центра;
- отчеты о проделанной работе;
- приказы об открытии ресурсного центра, об ответственных за работу ресурсного центра;
Основанием для прекращения деятельности Ресурсного центра является приказ отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно.
Структура ресурсного центра.
Структура ресурсного центра «Формирование интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности» включает следующие подразделения: информационно-методический кабинет, проблемную группу.
Информационно-методический кабинет
- определяет методические компетенции педагогов, уровень их педагогической культуры;
- осуществляет наполнение и систематизацию информационных и методических материалов по тематике;
- размещает информационные и методические материалы на сайте;
- аккумулирует психолого-педагогическую литературу и педагогическую печать по теме ресурсного центра;
- информирует педагогический коллектив о наличии материалов, в том числе интернет-ресурсов, по теме ресурсного центра;
- оформляет и обновляет выставки методических материалов по проблематике ресурсного центра;
- выступает с обзором литературы по теме ресурсного центра на педсоветах, заседаниях ресурсного центра.
Творческая группа ресурсного центра:
- планирует работу ресурсного центра;
- организует и проводит мастер-классы, семинары, практикумы по теме ресурсного центра;
- анализирует результаты работы ресурсного центра;
- разрабатывает методические рекомендации по проблеме взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования;
- взаимодействует с педагогами района, оказывает консультационную помощь.
Непосредственное руководство текущей деятельностью ресурсного центра осуществляет руководитель, назначенный приказом руководителя учреждения образования, на базе которого функционирует ресурсный центр.
Творческая группа ресурсного центра.
Бритько Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности;
Нарута О.В., музыкальный руководитель;
Бобко С.С., учитель-дефектоог;
Поленская Т.В., воспитатель дошкольного образования;
Сторастас И.В., руководитель физического воспитания;
Болтач И.В., воспитатель дошкольного образования;
Мелешко А.В., учитель-дефектолог