ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.
Основными принципами рационального питания являются:
- соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;
- удовлетворение физиологических потребностей организма в основных полезных веществах в определенных количествах и соотношениях;
- соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи.
В дошкольном учреждении для обеспечения рационального питания создаются необходимые условия:
- правила кулинарной обработки,
- технология приготовления пищи,
- разнообразие питания за счет широкого ассортимента продуктов.
Правильный режим питания в дошкольном учреждении предполагает:
- обеспечение приемов пищи через каждые 3,5 – 4 часа строго в определенное время;
- организация трехразового питания в течение 10,5-часового пребывания детей в дошкольном учреждении.
Питание детей осуществляется на основе примерного десятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения и согласованного с врачом санэпидемстанции.
Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6 (7) лет.
С меню на завтрашний день родители могут познакомиться на специальном стенде в дошкольном учреждении на первом этаже.
Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возрастной группы, объем порции, данные о химическом составе продуктов.
За каждым ребенком в группе закреплено постоянное место за столом, а воспитатели заботятся о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами. Требования к посуде: устойчивость, удобство и соответствие объемам порций.
ПОЛНОЦЕННОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ -
ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА
При составлении дневного рациона в первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительного материала – белка. Источники белка животного происхождения – мясо рыба яйца молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые культуры гречневая овсяная пшенная крупы и хлеб.
Большую часть жиров в суточном рационе ребенка должны представлять жиры животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле сливках сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное подсолнечное оливковое масло) составляет не менее 15 - 20% от общего количества жира в суточном меню ребенка.
Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удовлетворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и самое главное овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудочного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным болезненным с пониженным аппетитом. Рафинированные источники углеводов – сахар варенье мед кондитерские изделия – не очень полезны для ребенка.
Необходимо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно – это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени – мясо.
В меню каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны.
Детям с плохим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата с сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.
Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке. И для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса рыбы яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.
Прием пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами, у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.
Приятного аппетита!