Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье».
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким,
выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные
обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной
активностью ребенка.
Результаты последних исследований подтверждают, что в современном
высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше
внимания здоровому образу жизни, физическому развитию человека, поскольку
становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в
экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас
часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию
с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого
здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной
компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного
отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и
полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений
как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка
для того, чтобы у растущего человека уже выработалось осознанное отношение
к своему здоровью.
Существует правило. Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:
Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот
дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и
рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь
правильно умываться и мыть руки, знать, для чего это надо делать. Вместе с
детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод,
который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть
руки с мылом, вернувшись с прогулки, перед едой, после посещения туалета.
Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки.
В-третьих, культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов.
Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких еще продуктах
они содержатся и для чего нужны.
- Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка (важно для
зрения).
- Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
- Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
- Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
В-четвертых, это гимнастика, физ.занятия, занятия спортом, закаливание и
подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет
дольше. Дети должны знать, почему так говорят.
Обязательно ежедневно выполняйте вместе с детьми гимнастику.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и
состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная
роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во
многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций,
мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно
следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования
ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу
перед родителями по выработке у малыша умений и навыков, способствующих
сохранению его здоровья.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется
у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и
воспитывался ребенок. Он должен узнать лучшие семейные
традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в
семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами
семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен
подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка
нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и
потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для
человека — важнейшая ценность, главное условие достижения любой
жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и
укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет
взрослого.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного
воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности,
отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует
рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в
дошкольном учреждении.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ему
основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой (дом, улица, дорога, парк,
детская площадка): понимать, при каких условиях она безопасна для жизни и
здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и
находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в
жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия,
успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов
зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового
организма.
Еще одна очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр
телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно,
полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации
ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также
непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно
превышать 30 минут. Современные дети видят больший интерес в виртуальной
игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века —
гиподинамия, т.е. малоподвижность.
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но
лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической
культуры. А ведь физическое воспитание — составная часть
интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Поэтому, необходимо приучать детей к спорту. Родители должны показывать
своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение —
основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно
обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения,
испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у
каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни
может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот
главное, о чем надо помнить родителям.
Занятия спортом помогают сложиться и другим важным качествам личности:
настойчивости в достижении цели, упорству. Положительные результаты этих
занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это
совместные занятия детей и родителей. Такие занятия
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и
способствуют развитию двигательных навыков в соответствии с их возрастом
и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок
времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те
или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец
посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему
развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в
соревнованиях и спортивных мероприятиях. Спортивные интересы в такой
семье становятся постоянными.
Большое значение для всестороннего гармоничного развития ребенка имеют
подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной
интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в
ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Особенностью
подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности
ребенка: осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое
воспитание; повышаются все физиологические процессы в организме,
улучшается работа всех органов и систем; развивается умение разнообразно
использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические
упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки, в свою
очередь, способствует повышению выносливости. Во время игры дети
действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и
помогает выработать положительные качества - выдержку, смелость,
решительность и др. Изменение условий игры способствует развитию
самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и
др.
Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается.
Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Мы
желаем Вам быть здоровыми!
Источник. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Б.Н. Чумаков. - М.: 2004. - 416 c.